Зачастую так бывает, что вам необходимо расторгнуть уже заключённый договор с вашим контрагентом по разным причинам. К примеру, стало невыгодно или договор утратил для вас какую-то необходимость, или вы недовольны результатами работы вашего контрагента. Причины могут быть абсолютно разные. И если вы уже решили расторгать договор в одностороннем порядке, то нужно понимать, что здесь есть определённый алгоритм. Если его не придерживаться, игнорировать, то ваше одностороннее расторжение договора может оказаться юридическим нулем. Вы вроде как будете думать, что договор расторгнут, а фактически он всё ещё действует. Вы будете либо платить по нему, либо выполнять по нему работы, или оказывать какие-то услуги.
Рекомендация 1. Необходимо определиться с юридическим статусом.
Нужно определиться с тем, в каком качестве вы выступаете по договору: предприниматель или имеете статус потребителя по закону «О защите прав потребителей». Если вы, например, выступаете в качестве предпринимателя, то для вас условия расторжения из договора могут иметь приоритет, даже над положениями закона. Если вы какие-то основания пропишите в договоре и в нём будет указано, что другие основания не применяются, то когда найдите в законе основание для расторжения, вы не сможете его применить, потому что договор будет иметь для вас приоритет.
Если вы являетесь потребителя, то для вас ситуация обратная. Все основания, которые есть в законе для вас как для потребителя, в любом случае будут применяться независимо от положения договора. Если в договоре будет прописано, например, что договор можно расторгнуть только по этому основанию, а в законе будут ещё и другие основания, то можно применять положения из закона. Однако, если вы потребитель и договор для вас создаёт ещё какие-то дополнительные новые основания, то можете применять как основания из закона, так и основания из договора. У потребителя на самом деле более серьёзная и защищённая позиция, чем у предпринимателя.
Если вы предприниматель, а на другой стороне потребитель, то когда прописываете в договоре дополнительные основания расторжения для себя против потребителя, они, скорее всего, работать не будут, если они не предусмотрены законом. Потребитель здесь во всех отношения является более защищённой персоной, чем предприниматель. Поэтому крайне важно учитывать какой всё-таки у вас статус по договору.
Рекомендация 2. Нужно выбрать основание для расторжения договора: на основе анализа договора и закона.
Следующее, что нужно сделать — это просмотреть основания для расторжения из договора и возможное основание для расторжения из закона. Посмотреть не взаимоисключают (не блокируют) ли они друг друга. И на основании сопоставления вашего статуса, оснований из закона и договора, выбрать для себя подходящее основание для расторжения договора.
Кстати, помимо оснований для одностороннего расторжения, не забывайте про то, что существует такая вещь, как автоматическая пролонгация договора. Например, у вас в договоре может быть предусмотрено, что он автоматически продлевается на тот же срок, если ни одна из сторон за определённое время до его окончания не заявит об отказе от автоматической пролонгации. И, чтобы у вас договор не пошёл на второй круг, вам нужно вовремя заявить об этом своему контрагенту. Это не совсем основание для расторжения. Это не совсем расторжение договора. Вы просто уведомляете о том, что договор не пролонгируется на такой же срок. Причём это достаточно важная вещь. У вас по закону или договору может не быть вообще никаких оснований для выхода из договора в течение срока его действия. И только отказ от автоматической пролонгации может вас здесь спасти. Если вы, например, вовремя не уведомите контрагента о том, что пролонгации больше не будет, а очень хотите из договора выйти, то в этом случае у вас договор пойдёт опять на второй круг. Вы опять может быть вынуждены будете платить в течение нового срока действия договора, выполнять какие-то работы пока не сообразите вовремя подать отказ от автоматической пролонгации. Это условие очень важное. Его многие упускают, особенно предприниматели, особенно в работе с крупными контрагентами. Пожалуйста, учитывайте его. И если хотите расторгать договор (прекратить его действие), не забывайте о том, что помимо оснований расторжения, существует также ещё и отказ от автоматического продления.
Рекомендация 3. Нужно определить способ и порядок уведомления о расторжении.
После того как мы выбрали подходящее для нас основание для расторжения, нужно выбрать каким способом вы будете уведомлять своего контрагента о расторжении. Для этого открываем договор и смотрим, какие способы обмена информацией у нас в договоре предусмотрены. Например, электронный документооборот, электронная почта, обмен бумажными носителями по обычной почте, курьерские накладные. И мы должны использовать именно тот способ сообщения информации, который у нас предусмотрен договором. Причём этот способ передачи информации должен по итогу вам предоставить доказательство того, что вы конкретному этому контрагенту направили конкретно такое вот сообщение о расторжении договора. У вас должно быть доказательство того, что вы это сделали. Если доказательств не будет или вы отправите уведомление о расторжении не тем способом, который предусмотрен договором, считайте, что вы ничего не направили, никаких последствий для вас и для контрагента не наступит. Договор у вас будет работать. Если у вас никаких способов взаимодействия или обмена информацией не предусмотрено, то отправляйте уведомление о расторжении с описью вложения ценным письмом.
Рекомендация 4. Определите адрес направления уведомления о расторжении.
Разумеется в договоре помимо способа отправки информации, вы должны также посмотреть адрес, на который уведомление направляется. И направить уведомление именно по тому самому адресу. Если никакого адреса в договоре не предусмотрено, то для юридических лиц мы направляем уведомление по адресу указанному в ЕГРЮЛ. Эта информация ищется буквально за одну минуту. У индивидуальных предпринимателей информация об адресе в открытом доступе не указана, для этого необходимо получать специальную выписку в налоговом органе. Если вы направляете уведомление о расторжении в пользу индивидуального предпринимателя, то вы можете посмотреть адрес в договоре, либо посмотреть адрес на его сайте, либо найти адрес иным способом в зависимости от конкретной ситуации.
Рекомендация 5. Необходимо составить и направить юридически обоснованное уведомление о расторжении.
И только после того как вы установили для себя в каком вы статусе, какое основание для расторжения выбираете, каким способом будете направлять уведомление о расторжении, куда будете направлять уведомление о расторжении, только после выяснения всех этих фактов вы составляете грамотное уведомление о расторжении договора со ссылкой на положения договора и закона, и соответственно направляете его вашему контрагенту. Обязательно сохранив у себя доказательства того, что вы конкретное уведомление, с конкретным текстом и требованиями направили соответствующим способом, который предусмотрен вашим договором.
И это правильный алгоритм выхода из договора. Абсолютно всё о чём мы рассказали имеет важное юридическое значение. Поверьте, в том числе нашему судебному опыту по этим вопросам. Очень многие контрагенты в судах, если они не хотят исходить из расторжения договора, всегда ссылаются на какие-то нарушения процедуры, например, не на тот электронный адрес направили или не тем способом направили. То есть они всячески пытаются доказать, что никакого расторжения фактически не было. Когда вы расторгаете договор со своим контрагентом, вы должны всегда всё проецировать на судебную плоскость, на возможные какие-то споры с вашим контрагентом, даже если у вас с ним прекрасные отношения. В суде вы должны иметь возможность доказать, что имели право расторгать договор и сделали это правильно.