Семь ключевых положений договора перевозки

Перевозки автомобильным транспортом сегодня занимают огромную долю среди всех коммерческих грузовых перевозок. И ни одна нормальная перевозка не должна обходиться без договора. Договор перевозки или договор транспортной экспедиции это не просто документ для бухгалтерии, а инструмент минимизации рисков как перевозчика, так и заказчика. В статье расскажем вам о семи важных положениях договора перевозки. Эти положения любой перевозчик должен постараться включить в свою типовую форму или протолкнуть в договор перевозки, который представляется заказчиком. Конечно, крупный заказчик или заказчик с тендера редко позволит вам менять правила игры, но попробовать протолкнуть свои условия всегда стоит.

Положение 1. Вес груза и взвешивание.

Перевозчик должен нести ответственность за расхождение по весу груза при приемке от грузоотправителя и при передаче грузополучателю только в том случае, если взвешивание груза изначально осуществляется в присутствии водителя и на тех же весах, на том же оборудовании, на котором взвешивание будет осуществляться у грузополучателя. То есть, грузоотправитель взвешивает груз при водителе, далее кладёт весы вместе с грузом, груз доезжает до точки выгрузки, соответственно, дальше грузополучатель взвешивает этот же груз на тех же весах, которые были положены вместе с грузом, и только в этом случае при обнаружении каких-то расхождений перевозчик будет нести ответственность.

Если у вашего заказчика и грузоотправителя нет возможности осуществить такое взвешивание, то перевозчик не должен никаким образом отвечать за расхождение по весу. Потому что весы могут быть у грузоотправителя и грузополучателя разные. Если в присутствии водителя взвешивание не осуществляется, то ни о какой ответственности за расхождение по весу речи быть не может.
Перевозчик может отвечать за недостачу крупных единиц товара, например, коробок или крупных каких-то деталей. Перевозчик может отвечать за повреждение товара в процессе перевозки. Ну вот за вес товар перевозчик, как правило, отвечать не может. Поэтому соответствующую оговорку постарайтесь включить в договор.

Чтобы не было негатива со стороны заказчика, не пишите, что перевозчик вообще не отвечает за расхождение по весу. Напишите, что перевозчик будет отвечать, если взвешивание произойдёт в присутствии водителя, весы положат вместе с грузом. И дальше на этих же весах у грузополучателя груз также в присутствии водителя будет взвешен. И заказчик, понимая разумность этого пункта, снимет с вас ответственность за вес груза.

В части веса также пропишите в договоре пункт о том, что при отклонении веса грузов в большую сторону на определённое число процентов, ваш заказчик будет оплачивать вам все убытки, которые связаны с введением вас в заблуждение. О чём идёт речь? Число процентов в каждом случае будет определяться индивидуально. И будет зависеть оттого, насколько вес груза заявленный заказчиком, приближен к критическим показателям.

Не лишним будет напомнить, что сегодня штрафы за перегруз, которые приходят с рамок, являются огромными и практически неоспоримыми. Соответственно, если заказчик в заявке декларирует один вес, а по факту вес другой, который превысит критические показатели, вам придёт штраф. И за этот штраф должен отвечать именно заказчик.

Если у вас этого пункта в договоре не будет, вам будет очень сложно доказать, что штраф это ваши убытки, которые обусловлены действиями заказчика. Потому что заказчик может быть не информирован о том, какой максимальный предел груза вы можете себе позволить. И также, если пункта этого в договоре у вас не будет, то штраф за перевозку может оказаться более дорогим, чем сама перевозка.

Положение 2. Водитель не осуществляет досмотр содержимого коробок и иной тары.

Закрепите в договоре пункт о том, что водитель перевозчика не осуществляет досмотр содержимого коробок или иной тары, которую передает грузоотправитель. И перевозчик отвечает за несоответствие количества товара переданного грузоотправителем и полученного грузополучателем только в том случае, если коробки или другая тара была опломбирована, и на момент получения груза грузополучателем, грузополучатель установит факт срыва таких пломб в присутствии водителя.

В договоре должно быть указано о том, что заказчик проинформировал грузополучателя о том, что он обязан зафиксировать факт срыва пломб в присутствии водителя и указать на этот факт в накладной или в акте приёма-передачи товара, но, как правило, используется накладная. Если заказчик не опломбировал груз, то в этом случае перевозчик отвечает только за несоответствие количества коробок, а не за несоответствие того, что в коробках находится.

Этот пункт нужен вот для чего. Во-первых, он позволит перевозчику минимизировать риск своей ответственности в том случае, если заказчик через перевозчика гонит нелегальный груз. Во-вторых, пункт минимизирует риск ответственности перевозчика перед самим заказчиком, потому что на практике пересчёт количества товаров в коробках водителем никогда не осуществляется и не должен осуществляться.

Положение 3. В договоре обязательно должен быть прописан порядок действий сторон при обнаружении недостатков товара на разгрузке или загрузке. Соответственно, недостатков по количеству или по качеству.

Стандартная практика включает составление двустороннего акта между сторонами. Точнее не между сторонами, а между грузоотправителем или грузополучателем с одной стороны, и с другой стороны между представителем перевозчика, то есть водителем. В этом акте стороны должны зафиксировать те недостатки, которые ими были обнаружены, обстоятельства при которых они эти недостатки обнаружили. А также лицо, которое они предварительно считают виновным в допущении данных недостатков.

Если стороны не согласны с формулировками этого акта, то в любом случае они должны будут его подписать. Но если они с чем-то не согласны и сумма убытков потенциальных превышает определённую цифру, стороны на место должны вызвать независимого эксперта, который попытается определить точную причину недостатка, а также оценить размер убытков. Соответственно, если акт не составляется между сторонами, то в этом случае считается, что перевозчик никаких нарушений со своей стороны не совершал.

Положение 4. В договоре обязательно должен быть предусмотрен пункт о том, что как перевозчик, так и заказчик за определённое количество времени до перевозки может правомерно от неё отказаться.

Как правило, оптимальный срок это 48 часов. Лучше срок всегда именно в часах указывать, так как с сутками обычно проблемы с исчислением возникают. Почему этот пункт важен?

Дело в том, что как со стороны перевозчика, так и со стороны заказчика могут возникнуть разные форс-мажоры.

К примеру, машина сломалась, груз не готов и так далее. И, соответственно, если отказ от перевозки заявлен за этот минимальный срок, то заказчик или перевозчик не будут платить неустойку в размере 20% от стоимости перевозки, то есть плату за невывоз груза.

Про неустойку также важно сделать оговорку в договоре.

Положение 5. Постарайтесь не привязывать оплату за перевозку к моменту получения оригиналов со стороны заказчика.

Объясним почему. Перевозчики очень редко направляют оригиналы ценным письмом с описью вложения. Как правило, направляется простое письмо (самое дешёвое), и у перевозчика на руках не остаётся подтверждения того, что он оригиналы направил. Некоторые недобросовестные заказчики этим активно пользуются и не платят за перевозку, потому что рынок перевозок работает на постоплате. Соответственно, заказчик говорит, что мы от вас ничего не получали, хотя фактически он все оригиналы получил. И когда перевозчик идёт в суд, у него начинаются проблемы с доказыванием.

Ну и, в принципе, сам факт отсутствия этой описи вынуждает перевозчика идти в суд и нести тоже какие-то дополнительные расходы. Не факт, что суд перевозчик выиграет, а нарисовать новый оригинал и направить его ценным письмом всегда проблема. В идеале оплату привязать к подписанию накладной грузополучателем и направлению копии такой накладной на электронную почту заказчика.

Только после этого вы обмениваетесь оригиналами, но сама оплата никак к этим оригиналам привязана быть не должна. Если всё-таки у вас в договоре стоит пункт о том, что оплата привязана к оригиналам, направляйте строго ценным письмом и строго с описью вложений.

Если вы используете для отправки курьерскую службу, то также позаботьтесь о том, чтобы в курьерской накладной были четко перечислены те документы, которые вы направляете в оригиналах. И обязательно пропишите, что это именно оригинал, а не просто какая-то заверенная копия.

Положение 6. В договоре обязательно закрепите возможность обмена сообщениями и документами по электронной почте.

Дело в том, что перевозки очень часто требуют оперативности. К примеру, изменить адрес погрузки, изменить адрес разгрузки, отказаться от перевозки по форс-мажорными обстоятельством и так далее. В этих случаях бумажная почта вам не помощник, потому что она будет идти несколько дней. А мессенджеры, особенно WhatsApp тоже не самый лучший вариант, потому что из того же самого WhatsApp пропадают документы, фотографии после того как они удаляются с устройства отправителя. Поэтому оговорка об электронной почте является для вас (как для заказчика, так и для перевозчика) очень важным пунктом, который обязательно нужно включать.

Да, конечно, можно отдельно прописать обязанность обменяться оригиналами по запросу той или иной стороны, но при этом обмен оригиналами никак не умаляет юридическую силу тех сообщений и тех документов, которые вы направляете по электронной почте.

Положение 7. Если заказчик не информирует заранее перевозчика о том, что груз, который необходимо перевести относится к категории опасных, или к категории грузов на перевозку которых требуется особое разрешение, то заказчик оплачивает все убытки перевозчика, которые будут вызваны нарушением требований о перевозке таких грузов.

Напомним. Перевозка опасных грузов требует заранее получить специальное разрешение. Если сотрудники ГИБДД установят, что у вас этого разрешения нет, а вы перевозите опасные грузы, то на перевозчика будет возложен существенный штраф.

Пункт об ответственности за опасный груз можно по-разному сформулировать. Можно в пользу перевозчика, а можно в пользу заказчика. В пользу перевозчика, если заказчик отвечает за то, что он прямо не уведомил о том, что груз является опасным или на груз требуется какое-то разрешение. Если сформулировать пункт в пользу заказчика, то можно указать, что заказчик отвечает только в том случае, если он недостаточно подробно описал сам груз. То есть, при второй ситуации исходим из того, что перевозчик профессионал и сам знает какие грузы относятся к категории опасных или к категории иных грузов, на перевозку которых требуется разрешение. И если заказчик недостаточно подробно описал эти грузы, настолько не подробно, что перевозчик не мог сделать вывод об опасности, то в этом случае отвечает заказчик. В первом случае заказчик прямо должен был указать, что груз опасный. Поэтому заранее получите на него разрешение.

Какой вариант формулировки выбрать вам, зависит от взаимоотношений с конкретным заказчиком.

Комментарии закрыты.

error:
Открыть чат
Нужна помощь?
Здравствуйте.
Напишите, что Вас интересует?